Интегрированное занятие «Птицы нашего города» по развитию речи и рисованию в старшей логопедической группе

Программное содержание

Уточнить знания детей о зимующих птицах, расширить их представления; развивать связную речь, зрительное восприятие и ориентировку в пространстве, мелкую и общую моторику. Воспитывать любовь к птицам.

Материал.

Картинки с изображением птиц и животных, разрезные картинки, кормушка, образцы различных материалов(шерсть, перо, ткань), мяч.

Предварительная работа. Наблюдение за птицами на прогулке, чтение рассказа "Замерзший воробышек", рассматривание иллюстраций с изображением птиц, загадывание загадок, разучивание  пальчиковой, малоподвижной игры,

Организационный момент

Звучит музыка (звуки вьюги, ветра, метели).

Педагог: Ребята, звуки какого времени года вы сейчас услышали? (ответы детей).

Какое время года сейчас? (ответы детей)

Какие зимние месяцы вы знаете? ( ответы детей)

Какой сейчас месяц? (ответы детей)

Какой он по счету? (ответы детей)

Воспитатель.  Вокруг, все белым-бело.

(обращает внимание детей на картины с изображением зимы).

 Загадка:Тихо, тихо, как во сне,

Падает на землю ... (снег).

Снег какой?

Дети: Белый, пушистый, мокрый, скрипучий и т.д.

Снег падает – как можно назвать одним словом это явление природы?

Дети: Снегопад

Воспитатель. А что такое снегопад с ветром?

Дети. Метель

Воспитатель. Зимой дует холодный, морозный ветер.

Дыхательная гимнастика.

Воспитатель. Давайте покажем как дует холодный ветер "С-с-с"

Зимушка-зима щедра на искристые снежинки, обильные снега, метели, и конечно же на сюрпризы.

Вот и нас ждет сюрприз под елочкой. Посмотрите, какой красивый, снежный снеговик. Он принес для нас конверт, в котором очень много различных заданий. Как вы думаете, мы с ними справимся? (ответы детей).

А сейчас я предлагаю вам собраться с мыслями и выполнить первое задание:

Игра  «Кого не стало».

(Детям предлагается запомнить ряд карточек (картинки птиц и животных – сорока, ворона, полярная сова, олень, белый медведь, воробей, волк)

Постепенно на доске остаются только птицы, картинки с животными убираются.

Воспитатель. Как вы думаете, о ком мы сегодня будем говорить? (ответы детей). Птицы очень полезны.  Они уничтожают вредных насекомых, защищают поля, огороды и сады от вредителей.

С приходом зимы в городе стало тихо, не слышны пения птиц. С переменой времени года, с наступлением холодов, некоторым птицам трудно раздобыть себе корм, трудно выжить в новых для них климатических условиях – потому птицы собираются в стаи и улетают в теплые края.

Как их одним словом можно назвать? (Перелетные)

Я предлагаю вам сделать зарядку для язычка

Артикуляционная гимнастика

Д/у «Журавли»

Ли-ли, ли-ли - улетели журавли,

Ло-ло, ло-ло – все дорожки замело,

Ля-ля, ля-ля – побелела вся земля,

Лю-лю, лю-лю – птичек всех я люблю!

А есть птицы, которые остаются зимовать в холодных, суровых условиях.

Как одним словом можно их назвать?

Дети. Зимующие.

Вопитатель. Какие  птицы вам знакомы? (ответы детей)

Эти птицы северные, зимующие и  живут у нас круглый год. Но часть из них живет в городе, а другая часть в тундре.

Я вам дам небольшую подсказку, с помощью которой вы вспомните птиц, живущих в городе.

Загадки

Верещунья, белобока,

И зовут ее ... (сорока)

 

В серой шубке перовой

И в морозы он герой Скачет, на лету резвится,

 Не орел, а всё же птица

                       (воробей)

Окраской – сероватая,

Повадкой – вороватая,

Крикунья хрипловатая –

Известная персона.

Это ... (ворона).

Воспитатель. Где живут эти птицы? (в городе)

А какие птицы живут в тундре? (полярная сова, глухарь, куропатка)

Сейчас вы должны будете поместить птиц, которые живут в тундре, в тундровую зону, а птиц, которые живут в городе в городскую зону (дети выполняют задание).

Чем птицы отличаются от животных?  (птицы покрыты перьями, а животные шерстью, птицы умеют летать, вить гнезда на деревьях).

Воспитатель. Как человек использует перья в своей жизни?

Дети. Шьют подушки, перины, перья используются для украшения одежды, интерьера и т.д.)

 Игра «Угадай на ощупь»

 (детям предлагаются образцы с различными материалами - шерсть, перо, ткань, кожа).

Воспитатель. Молодцы, справились с заданием.

Мы немного отдохнем, физминутку проведем.

Физминутка.

Шустро скачет воробьишка,

Птичка - серая малышка

(прыгают по кругу на обеих ногах, прижав руки к бокам, как крылышки)

По двору шныряет,

Крошки собирает

(по два поворота головы влево вправо на каждую строчку)

Следующее задание от зимушки-зимы.

Игра “Прилетели птицы”

Будьте внимательны – я сейчас буду называть только птиц, но если вдруг ошибусь, и вы услышите что-то другое, то хлопнете в ладоши. Начинаем.

Игра «Сложи птицу»

На столе лежат разрезные картинки с изображением  птиц. Нам надо постараться сложить из частей целую картинку и посмотреть, какая птица на ней нарисована, затем найти ее на доске.

(детям предлагаются разрезные картинки с изображением птиц, каждый называет свою птичку, и находит ее на доске).

Воспитатель. А теперь скажите, пожалуйста, что делает ворона...? (ответы детей)

Игра «Кто как голос подает»

Ворона – каркает

Сорока – трещит

Воробей – чирикает

Ребята, сечас мы с помощью мяча поиграем в игру

Игра с мячом «Один-много»

Ворона – много ворон,

Сорока – много сорок,

Сова - много сов,

Куропатка - много куропаток,

Глухарь - много глухарей,

Воробей – много воробьёв.

Ребята, посмотрите, какой сугроб вьюга намела! А что же в сугробе? (под белой тканью спрятана кормушка).

Что это за странный домик? (кормушка).

Для кого эта кормушка? (для птиц)

А что мы можем положить в кормушку? (корм)

Напомните мне, чем питаются  птицы? (семечками, хлебными крошками, зернами, ягодами, насекомыми, грызунами). Мы обязательно вынесим кормушку во двор нашего детского сада и  покормим птиц, прилетающих к нам.

Игра  «Назови ласково»

(птица – птичка, воробей – воробышек и т.д.)

Воспитатель. Дети вспомните, мы с вами читали рассказ про замершего воробышка и отвечали на вопросы по содержанию этого рассказа. Сегодня мы с вами постараемся самостоятельно составить рассказ по сюжетным картинкам из рассказа "Замерзший воробышек"

Составление рассказа по серии сюжетных картин (предварительная работа проводилась)

Воспитатель. Я предлагаю вам составить рассказ по этим сюжетным картинкам.(выставляются сюжетные картинки).

Пальчиковая гимнастика «Кормушка».

Сколько птиц к кормушке нашей

 Прилетело? Мы расскажем.

(ритмично сжимать и разжимать кулачки).

Две синицы, воробей,

 Шесть щеглов и голубей,

 Дятел в пестрых перышках - одному пальчику.

(на каждое название птицы загибать по одному пальчику).

Всем хватило зернышек.

(ритмично сжимать и разжимать кулачки).

Практическая деятельность

Я предлагаю вам нарисовать птицу с помощью ладошки.  Прежде чем нарисовать ее, мы должны  назвать  части тела птицы. Вы сгласны?

Рисование из ладошки

А сейчас представьте свою ладошку в виде птицы, хвостом которой будут являться пальцы. Прикладываем ладонь к листу бумаги и обводим ее простым карандашом, части тела птицы дорисовываем.  А свои работы я предлагаю подарить нашим гостям. 

Итог занятия.

С какими птицами вы познакомились на занятии?

Почему их назвали зимующими?

 

Кто же птицам помогает прожить холодную зиму? (ответы детей)

Без помощи человека птицы пропадут? Что произойдет, если птицы пропадут.

Дети. Погибнут птицы – некому будет уничтожать вредных насекомых, заболеют и погибнут деревья, кусты, травы. Животным нечего будет есть, и они покинут лес. Мертвый лес – больные деревья. Без птиц, без животных, без ягод и цветов человеку не прожить. Поэтому птиц надо беречь, помогать им. Они приносят огромную пользу.

Выставка работ детей.